Почему при вступлении в брак необходимо венчание? В христианстве семья называется "малой церковью". С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья - это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. После того, как священник трижды произносит тайносовершительные слова: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) и благословляет жениха и невесту, они становятся мужем и женой. С этого момента они уже не два разных человека, но "единая плоть", которую не может и не должен пытаться разлучить или разрушить никто из людей. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, - читаем мы в Евангелии (Мф. 19, 6). Разлучение супругов - это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью.
Что говорит Церковь об обязанностях супругов? Церковь Христова предлагает в полагающемся при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по слову Божию, есть тайна великая (Еф. 5, 32): он отображает собой духовно благодатный союз Христа Спасителя и Его Церкви. Муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь: любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению Церкви, мужу дана власть, его первенство - не преимущество, а долг. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки. "Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к Таинству",- советовал намеревающимся вступить в брак святитель Феофан Затворник.
– Зачем нужен церковный брак? Что он дает супругам?
– Церковный брак нужен людям верующим.
Для человека неверующего венчание – это или красивый обряд, который дошел до нас из глубины веков, или некое магическое действо, совершаемое, чтобы «все было хорошо». Для верующего человека, который вступает в брак, венчание также необходимо и естественно, как исповедь и причастие.
Венчание – это, прежде всего, Таинство, то есть действие, которое непостижимым для нас образом объективно влияет на душу человека. Участвующие в этом Таинстве получают благословение Божие на супружескую жизнь, чадородие и христианское воспитание детей. По евангельскому слову Господь в этом Таинстве соединяет мужчину и женщину «в плоть едину».
Кроме того, церковный брак это еще и мера человеческой ответственности. Все знают, как непросто решиться и официально оформить свои отношения в ЗАГСе. Еще сложнее – придти в храм и дать обещание другому человеку перед Богом. Церковный брак в сознании многих людей нерасторжим, вечен. Каждый понимает, что с этого момента начинается совершенно новый период жизни. И потому желание повенчаться свидетельствует о серьезном отношении жениха и невесты друг к другу.
– Венчание, церковный брак – это очень серьезно. Не лучше ли обвенчаться через 20-30 лет совместной жизни, когда отношения супругов уже сложились?
– Так рассуждают люди неверующие. Такой подход выглядит как серьезное отношение к браку, но на самом деле обнаруживает недостаток религиозного сознания. Дело в том, что в наше время распространено отношение к браку, как к чему-то многоразовому. Сейчас уже после росписи в ЗАГСе молодые начинают задумываться, что будет, если они в скором времени разведутся. А так как авторитет церковного брака для многих людей выше авторитета брака гражданского, то и возникают подобные разговоры.
Но ведь в Таинстве венчания супругам подается благодатная помощь терпеть друг друга, преодолевать все трудности и проблемы. Ведь нет двух абсолютно подходящих друг другу людей. Счастливый брак не тот, в котором нет разногласий, а тот, в котором люди научились преодолевать все преграды вместе. И Господь помогает супругам в этом, дает силы. А эта помощь важнее как раз в начале пути. Зачем же испрашивать ее, когда все или многое уже сложилось. Или, что тоже бывает, многого уже не исправишь.
Иерей Павел Усов
– Если венчание – это благодатное Таинство, то почему же разводятся и венчанные супруги?
– Потому что это Таинство для православных христиан. Оно не может помочь само по себе, если супруги живут не по-христиански. Конечно, благодать дается вступающим в брак в любом случае. Господь хочет помочь каждому из нас. Как сказано в Евангелии, «ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам». Приложится, в том числе и семейное благополучие, но если искать мы будем, прежде всего, Божьего. В таком случае Господь и поможет, и от многого покроет семью.
Но часто бывает, что венчаются люди в Церкви, а жить хотят по законам мира, подчиняясь своим страстям. При этом они рассчитывают на то, что Господь каким-то чудесным, сверхъестественным образом сохранит их брак. Это большая ошибка и заблуждение. Венчание – это не магическое действо, которое само по себе окажет воздействие на жизнь супругов. Вся жизнь человека понимается в христианстве как соработничество Богу, постоянная борьба со своими страстями, недостатками, грехом. Как постоянный путь к Богу. В браке это путь вдвоем. В духовной жизни остановка уже расценивается как отступление. Поэтому в христианстве брак понимается как постоянный труд супругов по созиданию своей семьи.
– Как можно подготовиться к Таинству венчания?
– В древности венчание совершалось после того, как на протяжении всего Великого поста жених и невеста подготовятся к этому Таинству. В течение поста жених и невеста старались не встречаться, проверяя таким одиночеством глубину своих чувств. Они чаще посещали богослужения, молились, причащались. Осознанно готовились к столь важному шагу.
Каждому, кто готовиться вступить в брак, обязательно нужно просить у Бога помощи. Чаще бывать на богослужении, исповедаться, причащаться. Кто не воцерковлен – воцерковляться, воспринимать порядок христианской нравственности. Искать ответы на возникающие вопросы, в том числе и в книгах. Сейчас издается много духовной литературы, где Святые отцы раскрывают понятие христианского брака, отвечают на многие вопросы.
Таинство венчания совершает Господь. Он непостижимым образом соединяет двух людей в одно целое. А жених и невеста должны стараться подготовить к совершению этого Таинства свои души.
Иерей Александр Степовик
Copyright 2013 Maznov A. All rights Reserved